Кафедральный собор, костел Святой Анны и монастырь бернардинцев

Кафедральный собор, костел Святой Анны и монастырь бернардинцев Литва

Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва)

Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава

Кафедральный собор Святого Станислава и Святого Владислава.
(Švento Stanislovo ir Švento Vladislovo arkikatedra bazilika).
Литва. Вильнюсский уезд (Vilniaus apskritis).
Вильнюс. Старый город. Кафедральная площадь (Katedros aikste).

У подножья горы Гядимино стоит Вильнюсский римско-католический кафедральный собор святого Станислава и Святого Владислава — духовный и политический центр Литвы. Ему присвоен почётный статус «малой базилики».

Современное здание выполнено в стиле классицизма, после перестройки в 1777-1801годах по проекту Лауринаса Стуоки-Гуцявичюса.Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва)

Предполагается, что в языческие времена здесь стоял жертвенник, горел вечный огонь или даже было святилище Пяркунаса. Первый Кафедральный собор, приняв христианство, в 1251 году построил король Миндовг (Миндаугас, в исторических источниках имя князя встречается в формах — на древно-русском — Мендог, Мендольф, на латыни — Mendogus). С возвращением Миндовга в язычество после 1261 года собор был разрушен, из остатков было вновь сооружено языческое капище.

С крещением Литвы в 1387 году король польский и великий князь литовский Ягайло, прибыв с большой свитой из Кракова в Вильну, разрушил языческий храм и заложил на его остатках христианский храм Святого Станислава в готическом стиле.

В нем торжественно венчались на княжение Великие литовские князья, от Витовта (Витаутаса) до Жигимантаса Аугустаса.

Из-за пожаров (1399, 1419, 1530, 1539, 1542 и позднее), войн и ненадежного грунта Кафедральный собор не раз перестраивался. Поэтому в его архитектурной истории нашли отражение готика, ренессанс и барокко. Самая красивая часть собора — барочная часовня святого Казимира, построенная в 1623-1636 годах по инициативе короля Сигизмунда Вазы. В часовне находятся уникальный амвон XVIII века в форме кубка и посеребренные статуи правителей Великого княжества Литовского и Польши XVIII века. Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва)

В подвалах Кафедрального Собора находятся усыпальницы выдающихся людей Великого Княжества Литовского: князей, епископов, вельмож. Великий князь Литовский и Король Польский Александр покоится в королевском мавзолее, устроенном под часовней святого Казимира. Из всех правителей польско–литовского государства, только он похоронен в Вильнюсе. Здесь покоится могущественный литовский князь Витутас Великий, внук Гедимина, с женой Анной. В подземельях храма покоятся две жены Сигизмунда Августа: королевы Елизавета Габсбургская и Барбора Радвилайте. Вторую в свое время считали красивейшей женщиной в Европе. В стене Кафедрального собора находится урна с сердцем Короля Владислава Вазы.

Сейчас здесь устроен музей, действует экспозиция, отражающая историю строения от языческого святилища до наших дней. 

Во время реставрации здания были обнаружены самый первый, настланный еще во времена короля Миндовга, пол собора, а кроме того, остатки собора 1387 года, жертвенники языческого святилища, а также сделаны другие археологические находки. На стене одной крипты была найдена фреска, датируемая концом XIV в, древнейшая известная фреска в Литве. Колокольня Кафедрального собора высотой 57 метров построена на оборонительной башне Нижнего замка. Ее старейшая четырехугольная подземная часть была сложена на дне старого русла реки еще в XIII в. После реконструкции 1801 года колокольня приобрела современный облик. В начале XIX она была покрыта жестью и увенчана шпилем (8 м) с позолоченным шаром и крестом (5 м).Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва)

Башенные часы изготовлены в конце XVII века. Механизм реконструировался в 1803 году. Четыре циферблата (диаметр 2 м) снабжены только часовой стрелкой. Обод циферблатов, цифра и стрелки позолоченные.
Колокол, отбивающий часы, отлит в 1673 году. Меньший колокол, отбивающий четверти, отлит в 1758 году.
Колокольня ремонтировалась в 1965 году. В 1967 году на колокольне были установлены 17 колоколов разной величины, на которых вызванивали мелодии во время празднеств и полуденный сигнал литовского радио.
Во время второй мировой войны и в 1944—1946 годах в соборе проводились богослужения. Позднее советские власти устроили в нём склад. В 1950 году с крыши собора были сняты и уничтожены статуи святых.

После реставрации кафедрального собора в 1956 году(архитекторы В.Габрюнас, Б.Kруминис, Ю.Щейбокас) в нем размещена была Картинная галерея Художественного музея. В галерее по воскресеньям проходили концерты органной музыки. Первый концерт состоялся 19 мая 1963 года в часовне Святого Казимира.

В 1985 году власти позволили еженедельные богослужения в соборе, остававшемся Картинной галереей. 5 февраля 1989 года состоялось освящение возвращенного церкви храма. 4 марта 1989 в собор были торжественно перенесены хранившиеся в костёле Святого Петра и Павла мощи святого Казимира. В октябре 1989 года храм был торжественно открыт для католиков. В 1993 году были восстановлены скульптуры на фасаде собора (скульптор Станисловас Кузма).

Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва) Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва)
кафедра Кафедрального собора (Вильнюс) орган Кафедрального собора (Вильнюс)
Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва) Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава (Вильнюс, Литва)
Кафедральный собор Святого Станислава и Владислава Катрина-Даниела у Кафедрального собора (Вильнюс)

костел Святой Анны и монастырь бернардинцев

Костел Святой Анны и монастырь бернардинцев

Римско-католический костел Святой Анны и монастырь бернардинцев.
(Šventos Onos baznycia).
Литва. Вильнюсский уезд (Vilniaus apskritis).
Вильнюс. Старый город. улица Майронё (Maironio) 8 и 10.

Церковь бернардинцев (Церковь святых Франциска и Бернарда) — один из крупнейших готических храмов в Вильнюсе. Она образует единый архитектурный ансамбль со зданием монастыря и с костелом святой Анны.костел Святой Анны и монастырь бернардинцев
В 1469 году монахи-бернардинцы, недавно обосновавшиеся в Вильнюсе, построили деревянную церковь, на месте которой затем было возведено каменное строение. В начале XVI века церковь была перестроена. Изначально церковь являлась частью оборонительной стены, когда-то окружавшей город, чем и объясняется относительная скромность внешнего оформления собора. Под крышей на северном фасаде до сих пор сохранились амбразуры. В результате многочисленных реконструкций в XVI — XVII веков церковь приобрела элементы архитектуры Возрождения. Барочное оформление алтаря, хоров и надгробных плит смягчает строгость готических линий. Во время советской власти церковь была закрыта, а затем передана Институту Искусств. В 1994 году церковь была возвращена францисканским монахам.

Роскошное внутреннее убранство церкви бернардинцев поражает своей красотой. Четырнадцать алтарей (три каменных и одиннадцать деревянных) украшают деревянные фигуры. В церкви хранится старейшее в Литве распятие, датируемое XIV веком. Украшающие стены нефов фрески XVI века поистине уникальны: по композиции и манере подачи материала их относят к эпохе Возрождения, но с точки зрения стиля они ближе к готике. Церковь славится собранием красивейших надгробий. костел Святой Анны и монастырь бернардинцев

Здание монастыря бернардинцев, располагающееся рядом с церковью, — самое старое в ансамбле. С момента своего основания в XV веке монастырь сразу же стал одним из культурных центров страны. Монахи-бернардинцы собрали богатейшую библиотеку, в которой хранятся уникальные рукописи и книги. В 1864 году монастырь был закрыт, а в здании разместились солдатские бараки. С 1919 года здание принадлежит Институту Искусств, позже переименованному в Академию Искусств.

Римско-католический костел Святой Анны.

Первые сведения о деревянном костеле Святой Анны датируются 1394 годом. Полагают, что каменный костел был построен в 1495—1500 годах и освящён 22 мая 1501 года. Когда в 1502 году рухнул расположенный поблизости костел бернардинцев, монахи проводили богослужения в костёле Святой Анны, но он оставался при этом приходским. Меценатом костела был великий князь литовский Александр (1460—1506).костел Святой Анны и монастырь бернардинцев

После пожара 1564 года храм пришел в запустение. Николай Радзивилл его восстановил и заново освятил только в 1581 году; тогда здание приобрело вид, сохранившийся в основном до наших дней. В XVII веке рухнули своды здания. При ремонте переделкам подвергся главным образом интерьер: были оштукатурены стены, установлены три новых барочных алтаря.костел Святой Анны и монастырь бернардинцев

После пожара 1761 года закоптелые внутренние стены были заштукатурены, а внешние — покрашены в красный цвет. Деревянные кровельные перекрытия были заменены каменными сводами. Наружный облик храма сохранялся при более поздних ремонтах после восстания 1794 года, войны 1812 года, реставрациях в 1871, 1902—1909 и 1971 годов.

По распространенной легенде, в 1812 году Наполеон восхищался изяществом костела и жалел о том, что не может его перенести в Париж. При этом храм использовался французской кавалерией; французы сожгли всю его деревянную утварь.

В 1848—1859 годах храм реставрировался. На внешнем покрытии храма была создана имитация красного кирпича. В мае 1867 года от пожара особенно пострадали крыша, окна и двери. При прокладке улицы в 1872 году была снесена заложенная на средства супругов Милкевичей в 1746 году прежняя колокольня, перестроенная в 1802 году Михалом Шульцем. Рядом была построена новая, имитирующая готику колокольня по проекту архитектора Н. М. Чагина, сохранившаяся до наших дней.

В 1902—1909 годах из-за угрозы обрушения костел вновь реставрировался. Варшавский реставратор Й. П. Дзенконский укрепил основания, дренировал и осушил территорию, стены укрепил металлическими конструкциями, заново перестроил своды, восстановил раскрошившийся кирпич, счистил внешний слой штукатурки. На этот раз была использована красная глина. После второй мировой войны костел не был закрыт.костел Святой Анны и монастырь бернардинцев

Ремонт храма был проведён в 1969—1972 годах под руководством литовских архитекторов Й. Барткунаса и Н. Киткаускаса. Были отреставрированы костельные башни, к тому времени сильно разрушенные. В апреле 2008 года обзор части храма был закрыт оградительными лесами для безопасности прохожих и туристов, так как из-за вибрации, вызываемой транспортным потоком по улице Майронё, образовались трещины в стене здания и начали выпадать кирпичи.

В архитектурном отношении костел Святой Анны представляет собой произведение позднего готического стиля. Здание небольших размеров, удлиненной прямоугольной формы, длиной 22 метров и шириной 10 метров. Боковые стены тонкие, с четырьмя парами стрельчатых окон; между ними выступают с внутренней и наружной стороны столбы. Они выполняют функцию контрфорсов, несущих тяжесть сводов.

Самым ценным элементом костела считается главный фасад, «не имеющий себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре».

Интерьер костела не представляет особого интереса. Его пространство состоит из одного нефа высотой 12,7 метра, отделённого от пресбитерия высокой острой готической аркой. В плане длина нефа 19 метра, ширина 8,7 метра, высота составляет 12,7 метров; своды украшают нервюры, плоские стены оживляют контрфорсы. В северной части здания находятся ризница и галерея, возведённые в 1613 году. Они соединяют костёлы Святой Анны и бернардинцев.

Справа находится неоготическая колокольня, построенная в 1873 году( по другим сведениям в 1874 году) по проекту архитектора Н. М. Чагина. За колокольней находится двухэтажная барочная часовня «Ступеней Христовых» (1617 год; отстроена в 1820 году), в плане четырёхугольная, относящаяся уже к ансамблю костела и монастыря бернардинцев. Около 1752 года она была расширена; были достроены одна внутренняя лестница, сени, интерьер был украшен росписью в стиле барокко.

Оцените статью
TravelKap
Добавить комментарий

  1. Nsjeja123

    Самым ценным элементом храма считается главный фасад, «не имеющий себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре»

    Ответить