Эстония. Центр Ида-Вирумаа уезда (Ida-Viru maakond).
Северо-восточная Эстония.
Геви, Гевени, Гебе, Йёбе, Геуе, Йеуе, Гева, Йева, Яффве, Гевене, Еви, Йыви, Йохви, Йэвве, Йэве, Йыхви – такие названия носило поселение, из которого образовался город Йыхви.
Первые люди поселились здесь предположительно, во второй половине 1 тысячелетия нашей эры. К 13 веку, предположительно, здесь находилось довольно большое селение. Развитию поселения благоприятствовало местоположение Йыхви на исконном перекрестке дорог. Отсюда через Ярве и Сака добирались до западных приходов Вирумаа, через Пуру и Кайдма — в Вайка-Уганди, а также к богатому рыбой Чудскому озеру. Тянувшийся вдоль Пюхайыги зимний тракт вел через Вока и Нарву в Новгородское княжество. О бойком товарообмене свидетельствуют найденные на Йыхвиской возвышенности многочисленные доисторические ценности.
Йыхви впервые упоминается в датской оценочной книге 1241 года, как деревня Геви. Исторические сведения о Йыхви в основном связаны с церковью святого Михаила (Михкеля), которая вошла в историю, как церковь-крепость. Во второй половине 13 века Йыхви стал центром церковного прихода, что в значительной мере определило его дальнейшее развитие и значение. В письменном источнике приход упоминается впервые в 1354 году, а церковь — в 1367 году, когда в битве между русскими и немцами она была разрушена. Рядом с церковью находилось поселение, но частые войны препятствовали его развитию.
В 1491 году впервые упоминается усадьба (мыза) Йыхви, хозяином которой был орденский форт Нарвы.
В конце 16 века Эстония переходит под контроль Швеции.
Во время Северной войны территорию Эстонии занимают русские войска, и по Ништадтскому мирному договору она становится частью Российской империи до 1918 года.
В середине 18 века земли деревни Йыхви стали помещичьими, а крестьян переселили в Пуру и Таммику. К 1782 году лишь трое крестьян и бобылей бывшей деревни оставались прихожанами пастора. Йыхви состоял в то время в основном из обширного комплекса усадебных строений.
В 1782 году произошел важный перелом в развитии Йыхви: пролегавший до тех пор вдоль побережья почтовый тракт между Петербургом и Таллинном сдвинули к югу и он стал проходить через Йыхви. Поскольку в Йыхви начинались также почтовые тракты в направлении Тарту и Риги, Йыхви превратился в важный узловой пункт между Санкт-Петербургом и Западной Европой, и приезжавшие из России или отправлявшиеся туда никак не могли его миновать. В том же году построили и почтовую станцию.
В 1869 году при строительстве Балтийской железной дороги, которая тянулась от Палдиского порта на западе Эстонии, через Таллин, Раквере и Нарву до станции Тосно, была построена Йыхвиская станция (станция Тойла).
С 1870 по 1876 год Йыхви становится крупным транзитно-перевалочным пунктом. Поскольку железной дороги до Тарту не существовало до 1876 года, все грузы из Петербурга до Тарту отправлялись гужевым транспортом.
После февральской революции Йыхви добился административного самоопределения и отделения от волости. Большинство жителей предложили и вовсе ходатайствовать о получении статуса города. На созванном народном собрании 777 имевших право голоса йыхвисцев поддержали название „город” и только четверо – „поселок”. Соответствующее предложение сделали Вируской уездной земской управе. Созванное Вируское уездное собрание сочло ходатайство о правах города слишком сложным и долгим процессом и решило назвать Йыхви поначалу поселком. Административные границы населенного пункта тогда не установили. Число жителей Йыхви на тот момент составляло 1300 человек.
Во время первой мировой войны после боев на подступах к Йыхви и Сомпа с прибывшими сюда из Петрограда красногвардейцами, немецкие войска 1 марта 1918 года заняли Йыхви и продержались здесь до 29 ноября.
С 8 декабря 1918 года по 16 января 1919 года в Йыхви у власти находилась Эстляндская Трудовая Коммуна.
В 1919 году поселок получил официальное наименование Йыхви.
Во время Эстонской республики Йыхви начало развиваться. В 1923 году была построена средняя, в 1929 году — начальная школа, открылось шахтерское училище. Завершилось строительство железнодорожной станции с подъездными путями, погрузочно-разгрузочной платформой и товарным амбаром.
В 1926 году Йыхви был электрифицирован.
1 мая 1938 года Йыхви получил статус города. По переписи населения в нем в это время проживало 2 535 человек.
17 июня 1940 года в городе была установлена Советская власть.
Во время второй мировой войны, 3 августа 1941 года в Йыхви вошли немецкие войска. Город оставался поначалу целым, за исключением некоторых зданий.
3 августа 1943 года в бывшем конфирмационном доме вспыхнул пожар, из-за сильного ветра перекинувшийся на соседние здания. Огонь уничтожил в общем 92 жилых дома и 129 подсобных строений, то есть почти треть Йыхви. Бомбардировка Советской армией, во время наступления, повлекла новые разрушения, но наибольший урон городу нанесли немцы в ходе своего отступления вечером и ночью 18 сентября 1944 года: они взорвали здание вокзала, среднюю школу, мызу, пиво-водочный завод, подожгли жилые дома около железнодорожной станции. В день вступления советской армии в город 19 сентября в городе из 350-ти домов осталось лишь 100.
В 1948 году возле города была построена шахта (действовала до 1973 года). В связи с интенсивной разработкой горючих сланцев в послевоенный период город начал быстро расти. Население увеличилось в основном за счет приезжих, которые были заняты на добыче и переработке сланца в Йыхви и близлежащем Кохтла-Ярве. Основные строительные работы в послевоенный период выполнялись немецкими военнопленными (1944—1950 годы). Указом Президиума Верховного Совета от 25 февраля 1949 года был образован уезд Йыхвимаа, административным центром которого стал Йыхви.
В 1953 году во время пожара 1953 года выгорел почти весь квартал вокруг Йыхвиской библиотеки.
Сразу после войны приступили к разработке программы целостного сланцевого района. Планировали объединить все городские поселения этого региона в единое административное целое. Претворять в жизнь это начали лишь в 1959 году, когда поселки Кукрузе и Кохтла присоединили к Кохтла-Ярве. Постановлением Президиума Верховного Совета от 14 октября 1960 года «О создании единого административного центра на территории сланцевого бассейна Эстонской ССР» города Йыхви и Ахтме и рабочий поселок Сомпа объединили с городом Кохтла-Ярве.
В 1960 году началось строительство Йыхвиского микрорайона (архитекторы И. Яагус и П. Аарман). В 70-е годы были построены пятиэтажные здания по улице 21 июня (Нарвское шоссе).
Восстановление прав города встало на повестку дня в 1989 году, и ускорило этот процесс принятое 24 июля 1989 года Верховным Советом ЭССР решение о проведении административной реформы. 23 августа 1991 года Верховный Совет Эстонской Республики аннулировал постановление от 14 октября в части города Йыхви. Это означало восстановление города Йыхви как административной единицы первой ступени в составе Ида-Вируского уезда. 17 июня 1992 года Президиум Верховного Совета Эстонской Республики своим указом утвердил статус самоуправления Йыхви.
Легенда о возникновении города Йыхви.
В легенде говорится, что примерно во второй трети 12 века в Эстонии произошло сильное землетрясение, и замок в Эдизе пришел в негодность. Согласно второму варианту легенды два брата жившие в Эдизеском замке постоянно воевали с соседями, в результате чего замок обветшал и начал разрушаться. В некоторых источниках можно найти информацию о том, что братьев звали Йохан и Михаэль. В любом случае старший брат решил построить новый замок и начал строительство на том месте, где сейчас находится церковь святого Михаила. Вскоре ему пришлось идти на войну, и строительство замка продолжил его младший брат. Когда старший брат вернулся с войны, то он увидел, что построил младший брат. Построенное ему не понравилось и они поссорились. В порыве ярости старший брат убил младшего. Потом он раскаялся в своем злодеянии и решил вместо замка построить церковь. Себя же приказал похоронить после смерти перед главным входом в церковь, чтобы все люди могли ходить через его земной прах.
Перед главным церковным входом, под мостовой, действительно со времен католичества находится крест покаяния, на котором должны были стоять те, кто в чем-то провинился перед обществом и церковью и поэтому не имел права приходить на богослужение.