Римско-католический Кафедральный собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя.
(Katedrála Nanebevzetí Panny Marie а Svatého Jana Křtitele).
Чехия, Среднечешский край (Středočeský kraj). район Кутна Гора (Okres Kutná Hora).
Кутна Гора, район Седлец (Kutná Hora-Sedlec), улица Vítězná 1.
В Чехии до наших дней сохранился замечательный памятник архитектуры конца 13 – начала 14 века — Монастырский собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя, являющийся одним из мощнейших сооружений того времени.
Начало строительства Седлецкого монастыря, самого старого монастыря цистерцианцев, основанного на территории Чехии, относится к 1142 году, в эпоху наивысшего расцвета ордена цистерцианцев.
Цистерцианцы (лат. Ordo Cisterciensis, OCist), белые монахи, бернардинцы — католический монашеский орден, ответвившийся в XI веке от бенедиктинского ордена. В связи с выдающейся ролью в становлении ордена, которую сыграл святой Бернард Клервоский, в некоторых странах принято называть цистерцианцев бернардинцами.
Первая община монахов пришла в Чехию из монастыря Вальдзассен в Баварии. Информация о первых 150 годах существования Седлецкой общины, за исключением имен аббатов, не сохранилась.
Приблизительно в это время был построен первый монастырский храм, фундамент которого был открыт под каменным плиточным полом нынешнего здания храма.
Монастырский собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя основали как альтернативу романскому костелу. Храм строился в 1280—1320 годах. Собор является самым массивным из сохранившихся сооружений той эпохи, длина храма составляет 87 метров. Здание, в плане имеющее форму латинского креста, с возвышенным главным нефом, первоначально с двумя боковыми нефами, в своем общем устройстве продолжало традицию крупных соборов севера Франции, и одновременно заимствовало некоторые элементы немецкой кафедральной готики. Это объясняется тем, что колыбелью ордена цистерцианцев является Франция.
Интересен храм и тем, что в нем, впервые в Чехии использовали кафедральное завершение собора с ансамблем часовенок рядом с пресвитерией. Таким образом был достигнут компромисс между требованиями цистерцианцев – простотой и роскошью.
Вторая половина 14 века прошла в условиях экономического упадка, хотя Седлецкий монастырь и в дальнейшем продолжал пользоваться репутацией ведущего монастырского учреждения в стране. Роковыми для монастыря стали гуситские войны. В 1421 году он был взят гуситами и сожжен. Монашеская братия была казнена. Скромное возобновление монашеской жизни осуществилось только в 1454 году.
Седлецкий монастырь новые силы набрал только после Тридцатилетней войны (1618—1648 годы), когда постепенно удалось упрочить экономическую обстановку, стабилизировать число монахов и укрепить монастырскую дисциплину. Настоятели (аббаты) развивали широкую восстановительную деятельность в руинах монастыря в зависимости от экономических возможностей обители, пока, наконец, не был в 1685 году избран аббатом монастыря Йиндржих Снопек (Jan Snopek, 1685-1709 годы). Йиндржих Снопек родился в 1651 году, а в возрасте 20 лет вступил в орден цистерцианцев. В 35 лет он уже был избран седлецким аббатом. С именем Йиндржиха Снопека связан прежде всего большой труд по возобновлению храма Вознесения Девы Марии, который простоял в развалинах 279 лет.
Реставрация собора Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя началась около 1700 года. Работа была поручена пражскому архитектору Павлу Игнатию Байеру (Pavel Ignác Bayer), который провел укрепление готического торса, отремонтировал и провел кладку отсутствующих частей стен, построил второй южный неф и спроектировал колонны тосканского ордена для боковых нефов и за алтарной части. В 1703 году архитектором стал Ян Блажей Сантини Айхел (Jan Blažej Santini Aichel). Замена привела к принципиальному изменению проекта. Был сохранен общий средневековый характер, но здание было украшено совершенно уникальными готизирующими элементами. Более всего концепция Сантини проявилась в возведении цилиндрического свода главного нефа, хоров и трансепта с декоративной сетью скрученных ребер. В боковых нефах, портике и четырех портиковых часовнях выведены парусные своды, отличающиеся своей значительной плоскостью. Своеобразным вкладом Сантини являются также самонесущие винтообразные лестницы. Перед передним порталом был помещен портик с тремя балдахинами, а верхушку фронтона закончила четырехлепестковая розетка с пинкалями по сторонам. Так называемая барочная готика, нашедшая место впервые именно в седлецком соборе, в короткий срок стала вдохновением для подобного рода произведений.
Для создания фресок был приглашен пражский художник Яна Якоб Штайнфельс, холсты являются произведениями Михаила Вильмана и Петра Брандла. Скульптуры и художественную резьбу поставила мастерская пражского резчика Матея Вацлава Екела. Последние важные декоративные работы были проведены к концу 50-х годов 18 века, когда были преобразованы фрески, размещенные напротив часовни Четырнадцати святых помощников и Девы Марии. Работы проводил Иуда Тадеаш Суппер.
Восстановленный собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя был освящен в 1708 году. Срок возобновления экономического процветания длился недолго. В рамках реформ австрийского императора Иосифа 2 (Joseph 2) монастырь в 1784 году был ликвидирован, освящение с монастырского храма было снято и он был закрыт, причем значительное количество художественных предметов было распродано на аукционе.
Некоторое время храм был складом муки, но в 1806 году его возвратили Церкви. В 1806 году собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя стал играть роль приходского храма для города Седлец и близлежащего города Малин, которую он играет до сих пор. В здании монастыря в 1812 году была основана табачная фабрика, которая работает там по сей день. Села и усадьбы, которые принадлежали седлецкому монастырю, в 1819 году купил князь Шварценберк.
С 1995 года собор Вознесения Девы Марии и святого Иоанна Крестителя внесен в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. После крупной реконструкции, которая отчасти финансировалась из собственных денежных средств, отчасти из программы Спасения архитектурного наследия Министерства культуры Чешской Республики, он был снова открыт для публики весной 2009 года.
собор Вознесения Девы Марии | центральный неф |
вид с фасада собора Вознесения Девы Марии | портик главного входа |
скульптура главного входа | Центральный неф | алтарь собора Вознесения Девы Марии |
фрагмент алтаря собора Вознесения Девы Марии | орган собора Вознесения Девы Марии |
органный балкон | балкон с распятием | картина Вознесение Девы Марии |
боковой алтарь | боковой алтарь | исповедальня |
мощи святых собора Вознесения Девы Марии | картина святого Венедикта и мощевик святого Феликса | картина святого Бернарда и мощевик святого Икентия |
мощи святого Феликса в соборе Вознесения Девы Марии | мощи святого Икентия в соборе Вознесения Девы Марии |
скульптура западного фасада | у скульптуры святого | скульптура западного фасада |
картина 5 станции пути Христа | картина 10 станции пути Христа | картина основания ордена |
потолочная фреска | потолочная фреска |
лестница на балкон | на балконе собора | потолок Центрального нефа |
под крышей собора Вознесения Девы Марии | фрагмент потолочного перекрытия |
боковые нефы | распятие собора | фрагмент старой кладки |
всевидящее око | жертвы гуситских войн |
настенная картина | боковая часовня | здесь все красиво… |