Римско-католический собор Святой Варвары (chrám svaté Barbory).
Чехия, Среднечешский край (Středočeský kraj).
район Кутна Гора (Okres Kutná Hora). Кутна Гора, (Kutná Hora — Poděbrady), улица Barborská 284 01.
Столетиями продолжалась борьба кутнагорских предпринимателей в области добычи серебряных руд с находящимся рядом Седлецким монастырем ордена цистерцианцев за собственное духовное самоуправление. Для города был необходим собственный храм. Каждодневная опасность, которой подвергались шахтеры, сильно действовала на психику и создавала особое отношение к жизни и смерти, поэтому в быту буйные забавы кутнагорских горняков сочетались с глубочайшей верой в бога.
Историки не пришли к единому мнению насчет точной даты начала строительства собора, но существует мнение, что это произошло в 1388 году. Храм строился большей частью на средства шахтеров и поэтому был посвящен их покровительнице святой Варваре Илиопольской – покровительнице легкой смерти. В 1403 году папской буллой было подтверждено согласие на строительство в Кутна Горе храма Святой Варвары.
Святая Варвара Илиопольская — христианская великомученица. Она считается защитницей от внезапной и насильственной смерти, что в христианстве считается в большинстве случаев наказанием, как смерть без покаяния и причастия.
С идеей строительства cобора связана чешская легенда. Она гласит: однажды в шахте завалило 3-х рудокопов, они начали молиться. Один просил: „хотя бы на свет белый посмотреть в последний раз”, второй умолял: „хоть бы еще один день пожить, чтобы с семьей попрощаться”, третий просил: „Боже, дай мне еще год жизни, чтобы сделать что-нибудь хорошее”. Святая Варвара явилась молившимся и вывела их из шахты. Один увидел свет и сразу же умер, другой попрощался с родственниками, и, прожив день, умер. Третий начал строить храм, который позднее назвали в честь Святой Варвары. Собор понравился великомученице, и она разрешила шахтеру не год прожить, а столько лет, сколько он пожелает.
В 1388 году автором первоначального проекта собора выступил Ян Парлерж (Jan Parléř), отец которого, немецко-чешский архитектор Петер Парлерж, участвовал в разработке проекта собора святого Витта в Праге.
Наиболее старая часть храма построена в стиле французских кафедральных соборов, но сам храм имеет расширенные наружные нефы, хотя первоначально проектировался как пятинефный. Вначале строительство велось быстро. Храм был построен из песчаника, который добывали в близлежащих карьерах. Уже через 4 года после начала строительства были освящены 15 алтарей, и к каждому из них был приставлен особый священник. Строительство храма было полностью остановлено во время гуситских войн (30.07.1419 года – 30.05.1434 года), когда здание было построено на половину.
К 1482 году возведение храма святой Варвары возобновилось по оригинальным планам Парлержа но под руководством местного камнереза Гануша. Мастер закончил поперечные сводчатые проходы, кольцо часовен вокруг пресвитерии и оба крыла запланированного поперечного нефа. Настоящий прорыв в возведении храма связан с именем пражского мастера Матвея Рейсека (Matěj Rejsek). Он приехал на строительство в 1489 году. Рейсек перекрыл сводом кутнагорский собор. Матвей Рейсек умер в Кутна Горе в 1506 году, но работы по его проектам велись еще шесть лет.
В 1512 году из Праги в Кутна Гору прибыл архитектор Бенедикт Рейт (упоминаемый как Бенедикт Рид, Benedikt Rejt, Benedikt Rieth, Benedikt Reyd, Benedikt Ried, Benedict Reijt). Спроектировав свод храма, завершив строительство трифория, а также украсив храм многочисленными камнетесными деталями, Бенедикт Рейт осуществил при строительстве храма достаточно радикальные изменения, изменив пятинефную конструкцию храма на трехнефную, а также закрыв свод кольцеобразными ребрами, которые создают впечатление, как будто на потолке распустились многочисленные цветы. Этот эффект придает потолку объемность и необычность, делая храм очень непохожим на другие подобные сооружения. По проекту Рейта собор строился и после его смерти в 1534 году, но из-за истощения местных рудников, работы шли медленно. Средний тройной потолок храма был завершен только в 1547 году. До этого момента дождь и снег свободно проникали внутрь. В 1558 году после затопления самого богатого оселского рудного пояса, городские власти решили окончательно свернуть работы. Недостроенный собор был закрыт временной стеной.
В 1626 году собор был передан в управление иезуитов. Они многое видоизменили в соответствии с господствовавшим в ту пору стилем барокко, который подчеркивал величие и могущество католической церкви. После упразднения Иезуитского ордена на территории Чехии, собор перешел в руки Национального Религиозного Фонда. Более трехсот лет собор оставался незавершенным и начал приходить в упадок.
В 1884-ом году город по инициативе местного археологического общества „Воцел” принимается за дальнейшее строительство. Работы были проведены известными чешскими архитекторами Лаблером и Мокером. Они восстановили оригинальную крышу, расширили церковь одной областью нефа, заменили временную западную стену новым неоготическим фасадом и провели реконструкцию интерьера. Собор украсил новый орган мастерской Яна Тучека, изготовленный по готическим планам. Были изготовлены главный алтарь и неоготические витражи работы Франтишека Урбана, изображающие сцены из истории города и чешского королевства.
Строительство собора было завершено в 1905 году.
С 90-х годов 20 века – начинается постепенная, поэтапная реставрация собора Святой Варвары.
Собор Святой Варвары в Кутна Горе является вторым по значимости и величине готическим храмом Чехии, после собора святого Витта в Праге. Его высота – 33 метра.
С 1995 года собор Святой Варвары является национальным памятником культуры, а в декабре 1995 года собор был внесен в Список мирового культурного и природного наследия ЮНЕСКО.
собор Святой Варвары | вид со стороны главного фасада |
собор Святой Варвары | алтарная часть собора | алтарная часть собора |
вид на собор с улицы Barborská | пинакль | главный вход собора |
собор Святой Варвары (Кутна Гора) | собор Святой Варвары (Кутна Гора) |
величественная красота | водостоки собора св. Варвары |
элементы интерьера собора | кафедра собора | алтарь в боковом нефе собора |
боковой алтарь собора | боковой алтарь собора | боковой алтарь собора |
алтарь | балкон собора | распятие |
потолок Центрального нефа | гербы на потолке собора | орган |
выставочная галерея | скульптура галереи балкона | скульптура рудокопа |
скульптура собора св. Варвары | скульптура собора св. Варвары | скульптура Иисуса |
витраж собора Святой Варвары | витраж собора Святой Варвары | витраж собора Святой Варвары |
витраж собора Святой Варвары | витраж собора Святой Варвары | витраж собора Святой Варвары |
выставка по истории собора | выставка по истории собора |
выставка по истории собора | выставка по истории собора | выставка по истории собора |